И битурбо, и твинтурбо представляют собой системы, направленные на использование двух турбин для увеличения мощности, борьбы с эффектом турбоямы, а также компенсации конструктивных особенностей моторов. Рассмотрим, в каких случаях используется такое решение, в чем особенность каждой из систем, а также разберем схемы параллельного, последовательного и турбированного двухступенчатого наддува.
Основным компонентом системы турбированного наддува является компрессор. Он используется для сжатия воздуха, направления его к цилиндрам двигателя. Внешне он схож с вентилятором с крыльчаткой, которая при вращении втягивает поток. Вращение происходит за счет ремней мотора или под воздействием энергии поступающих выхлопных газов. По мере раскручивания крыльчатки, начинается и вращение компрессора. В результате воздушный поток подается в камеру сгорания, увеличивая мощность.
Установка двух турбин позволяет решить следующие задачи:
В зависимости от типа мотора производители отдают предпочтение системе twin или bi-turbo. Конструктивно они схожи, однако у каждой из них свои особенности.
Битурбо представляет собой систему турбированного наддува с последовательным подсоединением турбин. По габаритам одна из них меньше, вторая больше по размерам. Маленькая ускоренно набирает обороты. Однако быстрая раскрутка мотора не позволяет создать необходимое давление. С этой задачей справляется вторая турбина (больше по размеру).
Такая система отличается довольно сложной конструкцией. В основном она применяется на автомобилях премиум класса. Она используется на двигателе V6, на которых с каждой из сторон расположен свой компрессор, но с единым впуском. Другой вариант – применение с рядным мотором с распределением по цилиндрам. В этом случае используется по два для каждой турбины. Например, на Subaru B4 предусмотрено два разных по размеру турбированных компрессора с последовательным подключением.
Твинтурбо – схожая система, направленная на рост мощности, повышение динамических характеристик. Как и битурбированных двигателях, в этом случае применяется две турбины, но в этом случае их размер одинаков. Это позволяет минимизировать турбосбои. Система подходит для рядных и V-образных двигателей. Подключение изменяется в зависимости от конструкции и типа системы.
Твинтурбо применяется на многих авто. Например, на Mitsubishi 3000 VR4. В модели используется двигатель V6, по одной турбине приходится на три цилиндра. В Toyota Supra применяется twinturbo, действующая в определенной последовательности.
Система подключения определяет разделение отработанных газом между компрессорами и их дальнейшую подачу в коллектор для впуска и распределения в камеры сгорания. Параллельная схема применяется в V двигателях, где турбины установлены на индивидуальных коллекторах выпуска.
Такая система подключения эффективна за счет увеличения мощности, уменьшения турбоямы. В основном biturbo с параллельным подключением используется на дизельных моторах. С бензиновыми двигателями она мало применяется по причине сложности реализации.
Использование biturbo с последовательной системой подключения позволяет избавиться от трубоям, а также обеспечить равномерность в динамике. Авто будет двигаться без рывков, что повышает комфорт, увеличивает приемистость двигателя. Однако увеличение динамики может быть рискованным в условиях города. При резком нажатии на газ есть вероятность врезаться в автомобиль, едущий впереди.
Битурбированная система с последовательным подключением может быть реализована на бензиновых и дизельных двигателях. Однако в первом случае присутствует риски детонации по причине резкого увеличения числа оборотов и роста температуры выхлопа. С дизельными моторами такой проблемы не возникает за счет большего сжатия.
Система включает два турбированных компрессора. Они устанавливаются последовательно на коллекторах выпуска и впуска. Действие системы обеспечивается за счет регулировки клапаном нагнетаемого и выходящего потока. Алгоритм работы системы построен следующим образом:
Устроенная таким образом двухступенчатая система наддува обеспечивает эффективность компрессора при всех режимах работы. Ее применение позволяет решить проблему дизельных силовых агрегатов, связанную с несоответствием момента вращения на малых оборотах и слишком большую мощность на высоких. Применение такой схемы обеспечивает достижение нужных значений в короткий, а также отличную динамику.
Двухступенчатый наддув применяется в авто BMW и Opel. Производителями выступают заводы Borg Warner TurboSystems и Cummins. В первом случае конструкция включает охладитель, перепускные клапаны, две турбины с низким и высоким давлением.
В TSI двигателях применяется другой подходит. В ниже присутствуют следующие режимы работы:
Таким образом на холостых оборотах двигатель работает без наддува с выключенным нагнетателем и закрытой заслонкой. При повышении оборотов происходит наддув, давление достигает 0,17 Мпа.
При достижении значения в 2400 оборотов запускается турбина, срабатывание нагнетателя происходит по необходимости. Давление возраста до 0,25 МПа. Далее функционирует только турбина, заслонка закрывается, давление уменьшается до 0,18 МПа, чтобы избежать детонации.
BI- и Twinturbo системы предусматривают применение турбин разного и одинакового размера. Они позволяют нивелировать конструктивные особенности моторов, улучшить динамику, повысить мощность, справиться с турбоямами. Каждый производитель самостоятельно определяет тип применяемой системы. Однако общий принцип один и тот же.