Сегодня усилитель руля установлен практически на всех выпускаемых легковых автомобилях — эта система существенно повышает комфорт управления и способствует безопасности движения. Однако типовые системы усилителя руля требуют периодического сервисного обслуживания: его отсутствие приводит к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту. Как ухаживать за усилителем руля и чего ждать при необходимости его восстановления — разбираем по пунктам.
Управление транспортным средством осуществляется через руль, который соединён с рулевым валом, трансформирующим вращательное движение в смещение рулевой рейки. Данный механизм передаёт физическое усилие водителя к колёсам, обеспечивая возможность изменения направления движения.
В процессе эксплуатации на элементы рулевого управления постоянно воздействуют грязь, влажность, дорожная химия и прочие агрессивные среды, вызывающие коррозию и разрушение защитных компонентов. Отсутствие регулярного обслуживания ведёт к быстрому износу деталей. Нарушение работоспособности этих узлов снижает отзывчивость автомобиля, увеличивает риски неправильной реакции на рулевое управление и тем самым повышает вероятность ДТП.
Рулевая рейка расположена понизу кузова, обычно в районе передней оси и соединяется с поворотными кулаками через тяги и наконечники. Именно на этих элементах закреплены управляемые колёса.
Для совершения поворота водитель прикладывает определённое усилие, ведь шины трутся о дорогу. Особенно тяжело поворачивать колёса при низких скоростях или резком маневрировании. Именно для упрощения работы водителя и предусмотрен усилитель руля — специальная система, которая многократно увеличивает приложенное к рулю усилие, делая вождение легким и понятным в любых условиях.
На сегодняшний день автомобильные производители используют три основные разновидности усилителей:

Тип системы в большинстве случаев не является определяющим моментом при покупке автомобиля, но в последнее время автоконцерны массово уходят от классических гидравлических вариантов в пользу электрических. Электрические системы обладают следующими достоинствами:
Среди недостатков ЭУР можно отметить стоимость ремонта и замену электродвигателя. Однако при регулярной проверке состояния пыльников рейки и своевременной замене износившихся деталей серьёзные проблемы обычно возникают лишь на очень больших пробегах — зачастую после 200 тысяч километров.
Обслуживание гидравлического усилителя предусматривает замену масла и фильтра каждые 40–50 тыс. км. Если фильтрующего элемента нет отдельно, нередко требуется замена бачка в сборе — в старом скапливаются продукты износа.

Тип и объём жидкости определяются по инструкции к конкретной модели транспортного средства или по рекомендациям СТО. Иногда при замене масла дополнительно производится промывка системы: для этого в систему заливается специальная промывочная или недорогая рабочая жидкость, и руль несколько минут интенсивно проворачивают при заведённом моторе, что позволяет удалить остатки старого состава. Если игнорировать сервис, насос может быстро выйти из строя.
Плановая замена жидкости, бачка или приводного ремня относится к категории обслуживания, а не ремонта.
Наиболее часто при ремонте ГУР приходится менять или перебрать насос. Для этого сливают старую рабочую жидкость, снимают насос и отправляют в ремонт или полностью заменяют. Решение о возможности ремонта или замены принимает мастер, исходя из диагностики.
Также могут потребоваться работы по замене патрубков при появлении утечек из-за износа магистрали. Если течёт рейка, то ремонт требуется именно ей, а не гидроусилителю как системе. После любого ремонта обязательно заправляют новую жидкость и часто меняют бачок.
Электрогидроусилитель по принципу работы схож с классическим ГУР, но вместо ременного насоса здесь установлен электрический — он питается от электросети автомобиля. Также система оснащена датчиками и управляющим электронным блоком, что позволяет убрать нагрузку с двигателя и сделать машину чуть экономичнее.
Подобно гидравлическим системам, электрогидроусилитель требует регулярной смены рабочей жидкости — примерно каждые 40–50 тыс. км. Существует два подхода к замене масла:

Например, для ЭГУР Mazda 3 первого поколения потребуются 800 мл масла стандарта ATF M-III либо Dextron II. Также для промывки системы рекомендовано заранее приобрести ещё литр жидкости. Можно установить неоригинальный бачок.
Со временем механические части насоса могут износиться — особенно при недостаточном обслуживании. В такой ситуации возможна замена или ремонт насоса.
Чаще всего неисправности возникают в электронной части системы: выходят из строя датчики, управляющий блок, случаются обрывы электропроводки. Электронные компоненты заменяются на новые, проводка восстанавливается.
Если замечены протечки — меняются повреждённые детали магистрали или может потребоваться обновление бачка.
Электрический усилитель руля — максимально современное решение. В отличие от других видов, ЭУР не содержит гидравлической жидкости — здесь усиление достигается за счёт электродвигателя, который может устанавливаться как непосредственно на рейке, так и на рулевом валу. Для работы ему достаточно питания от электросети авто.
Электроусилитель значительно облегчает кручение руля, особенно когда автомобиль стоит. Такая система — самая простая в обслуживании и, в то же время, самая затратная при крупных поломках.
Нередко в современных машинах устанавливаются усовершенствованные ЭУР с изменяемым коэффициентом усиления. На малых скоростях руль максимально легкий для манёвров; по мере увеличения скорости автомобиль автоматически делает усилие тяжелее — для повышения устойчивости и контроля. В спортивных версиях комфортно управлять рулём в разных режимах за счёт работы специальных блоков управления, изменяющих параметры электромотора по ситуации — дополнительные гидравлические механизмы тут не нужны.

Электроусилитель не требует регулярной замены расходников — отсутствует масло и фильтры. Регулярному контролю подлежат лишь пыльники рулевого механизма, целостность герметичных элементов и отсутствие коррозии на контактах и проводке. Попадание влаги может вызвать окисление, короткое замыкание и последующие неисправности.
При восстановительных работах чаще всего требуется замена основных электронных элементов: датчиков и электродвигателя, реже — блоков управления. Иногда двигатель подлежит ремонту, например, путём перепайки или восстановления платы управления.
Гидравлические и электрогидравлические усилители нуждаются в регулярной диагностике и своевременной смене рабочей жидкости. Если неизвестно, какая конкретно система установлена, информация об этом указана в сервисной книжке или по VIN номеру в фирменных техцентрах.
Во время любого регламентного обслуживания обязательно проверяйте состояние пыльников рулевой рейки — особенно если машину эксплуатируют часто и в сложных условиях. В ряде сервисов этот осмотр проводится бесплатно в рамках ТО или диагностики подвески.
Если при эксплуатации появляются необычные ощущения в управляемости, появилась нехарактерная лёгкость или тугость оборота руля, визит в сервис на диагностику откладывать не стоит — это может предупреждать о начале серьёзной неисправности. Игнорирование проблем с рулевым управлением потенциально приводит к тяжелым дорожно-транспортным происшествиям.
Усилители руля различных типов — неотъемлемая часть каждого современного автомобиля. Их основная задача — поддерживать лёгкость и точность управления транспортным средством в разных дорожных условиях. При грамотном обслуживании и своевременном выполнении сервисных процедур риск поломок минимален, а возможность аварийных ситуаций сводится к нулю.
Уделяйте внимание состоянию рулевых механизмов и не игнорируйте плановое техническое обслуживание — это залог безопасности, комфортной езды и долговечности вашего автомобиля.