Заказать услугу
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Запись на сервис
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
logo5
Наши Клиенты - наши Друзья!
Профессионалы в сфере ремонта агрегатов
Режим работы:
Пн-пт: 10:00 – 20:00
Сб-вс: 10:00 – 19:00
+7 (925) 532-61-67
+7 (925) 915-24-41
+7 (925) 368-61-18
Обратный звонок
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Главная \ О компании \ Статьи \ Разновидности и особенности обслуживания усилителя руля
Главная/О компании/Статьи/Разновидности и особенности обслуживания усилителя руля

Разновидности и особенности обслуживания усилителя руля

Сегодня усилитель руля установлен практически на всех выпускаемых легковых автомобилях — эта система существенно повышает комфорт управления и способствует безопасности движения. Однако типовые системы усилителя руля требуют периодического сервисного обслуживания: его отсутствие приводит к серьезным поломкам и дорогостоящему ремонту. Как ухаживать за усилителем руля и чего ждать при необходимости его восстановления — разбираем по пунктам.

Для чего необходим усилитель руля

Управление транспортным средством осуществляется через руль, который соединён с рулевым валом, трансформирующим вращательное движение в смещение рулевой рейки. Данный механизм передаёт физическое усилие водителя к колёсам, обеспечивая возможность изменения направления движения.

В процессе эксплуатации на элементы рулевого управления постоянно воздействуют грязь, влажность, дорожная химия и прочие агрессивные среды, вызывающие коррозию и разрушение защитных компонентов. Отсутствие регулярного обслуживания ведёт к быстрому износу деталей. Нарушение работоспособности этих узлов снижает отзывчивость автомобиля, увеличивает риски неправильной реакции на рулевое управление и тем самым повышает вероятность ДТП.

Рулевая рейка расположена понизу кузова, обычно в районе передней оси и соединяется с поворотными кулаками через тяги и наконечники. Именно на этих элементах закреплены управляемые колёса.

Для совершения поворота водитель прикладывает определённое усилие, ведь шины трутся о дорогу. Особенно тяжело поворачивать колёса при низких скоростях или резком маневрировании. Именно для упрощения работы водителя и предусмотрен усилитель руля — специальная система, которая многократно увеличивает приложенное к рулю усилие, делая вождение легким и понятным в любых условиях.

Виды усилителей руля: гидро, электро и комбинированные системы

На сегодняшний день автомобильные производители используют три основные разновидности усилителей:

Перечень основных агрегатов
  • ГУР (гидравлический усилитель руля)
  • ЭГУР (электрогидравлический усилитель руля)
  • ЭУР (электрический усилитель руля)

Тип системы в большинстве случаев не является определяющим моментом при покупке автомобиля, но в последнее время автоконцерны массово уходят от классических гидравлических вариантов в пользу электрических. Электрические системы обладают следующими достоинствами:

  • Не создают дополнительной нагрузки на ДВС;
  • Не требуют обслуживания во время эксплуатации;
  • Предлагают плавное и очень информативное управление;
  • Могут автоматически регулировать усилие в зависимости от скорости и режима движения.

Среди недостатков ЭУР можно отметить стоимость ремонта и замену электродвигателя. Однако при регулярной проверке состояния пыльников рейки и своевременной замене износившихся деталей серьёзные проблемы обычно возникают лишь на очень больших пробегах — зачастую после 200 тысяч километров.

Гидравлический усилитель руля (ГУР)

Обслуживание гидравлического усилителя предусматривает замену масла и фильтра каждые 40–50 тыс. км. Если фильтрующего элемента нет отдельно, нередко требуется замена бачка в сборе — в старом скапливаются продукты износа.

Подвеска

Тип и объём жидкости определяются по инструкции к конкретной модели транспортного средства или по рекомендациям СТО. Иногда при замене масла дополнительно производится промывка системы: для этого в систему заливается специальная промывочная или недорогая рабочая жидкость, и руль несколько минут интенсивно проворачивают при заведённом моторе, что позволяет удалить остатки старого состава. Если игнорировать сервис, насос может быстро выйти из строя.

Типичные неисправности

  • Появление свиста при вращении руля — часто связано с изношенным ремнём или роликом.
  • Гул насоса проявляется главным образом при достижении колесами крайнего положения — указывает на износ его элементов.
  • Значительное утяжеление руля — косвенный признак отказа насоса.

Ремонт гидроусилителя руля

Плановая замена жидкости, бачка или приводного ремня относится к категории обслуживания, а не ремонта.

Наиболее часто при ремонте ГУР приходится менять или перебрать насос. Для этого сливают старую рабочую жидкость, снимают насос и отправляют в ремонт или полностью заменяют. Решение о возможности ремонта или замены принимает мастер, исходя из диагностики.

Также могут потребоваться работы по замене патрубков при появлении утечек из-за износа магистрали. Если течёт рейка, то ремонт требуется именно ей, а не гидроусилителю как системе. После любого ремонта обязательно заправляют новую жидкость и часто меняют бачок.

Электрогидравлический усилитель руля (ЭГУР)

Электрогидроусилитель по принципу работы схож с классическим ГУР, но вместо ременного насоса здесь установлен электрический — он питается от электросети автомобиля. Также система оснащена датчиками и управляющим электронным блоком, что позволяет убрать нагрузку с двигателя и сделать машину чуть экономичнее.

Как обслуживать ЭГУР

Подобно гидравлическим системам, электрогидроусилитель требует регулярной смены рабочей жидкости — примерно каждые 40–50 тыс. км. Существует два подхода к замене масла:

Перечень основных агрегатов
  • С помощью диагностического оборудования: обратная магистраль отсоединяется и выводится в слив, далее при помощи специализированных средств активируется насос, а в бачок заливается новый состав — насос циркулирует жидкость, полностью обновляя содержимое системы.
  • Без спецоборудования: откачивают отработанное масло из бачка, затем наполняют свежим. Помощник в этот момент крутит руль для повышения давления внутри системы, чтобы новая жидкость эффективно вытесняла старую.

Например, для ЭГУР Mazda 3 первого поколения потребуются 800 мл масла стандарта ATF M-III либо Dextron II. Также для промывки системы рекомендовано заранее приобрести ещё литр жидкости. Можно установить неоригинальный бачок.

Признаки поломок

  • Потребность в повышенном усилии при вращении руля зачастую говорит об отказе насоса, сопровождается загоранием индикатора неисправности на приборке.
  • Ошибки и индикаторы на панели сигнализируют о сбоях в работе датчиков или управляющего блока.

Ремонт электрогидроусилителя

Со временем механические части насоса могут износиться — особенно при недостаточном обслуживании. В такой ситуации возможна замена или ремонт насоса.

Чаще всего неисправности возникают в электронной части системы: выходят из строя датчики, управляющий блок, случаются обрывы электропроводки. Электронные компоненты заменяются на новые, проводка восстанавливается.

Если замечены протечки — меняются повреждённые детали магистрали или может потребоваться обновление бачка.

Электрический усилитель руля (ЭУР)

Электрический усилитель руля — максимально современное решение. В отличие от других видов, ЭУР не содержит гидравлической жидкости — здесь усиление достигается за счёт электродвигателя, который может устанавливаться как непосредственно на рейке, так и на рулевом валу. Для работы ему достаточно питания от электросети авто.

Электроусилитель значительно облегчает кручение руля, особенно когда автомобиль стоит. Такая система — самая простая в обслуживании и, в то же время, самая затратная при крупных поломках.

Нередко в современных машинах устанавливаются усовершенствованные ЭУР с изменяемым коэффициентом усиления. На малых скоростях руль максимально легкий для манёвров; по мере увеличения скорости автомобиль автоматически делает усилие тяжелее — для повышения устойчивости и контроля. В спортивных версиях комфортно управлять рулём в разных режимах за счёт работы специальных блоков управления, изменяющих параметры электромотора по ситуации — дополнительные гидравлические механизмы тут не нужны.

Сервисное обслуживание

Подвеска

Электроусилитель не требует регулярной замены расходников — отсутствует масло и фильтры. Регулярному контролю подлежат лишь пыльники рулевого механизма, целостность герметичных элементов и отсутствие коррозии на контактах и проводке. Попадание влаги может вызвать окисление, короткое замыкание и последующие неисправности.

Типичные поломки

  • Значок ошибки на панели появляется при сбоях работы датчиков, управляющего блока или самого электродвигателя.
  • Резкое утяжеление руля нередко связано с полной или частичной неработоспособностью электродвигателя.

Ремонтные работы

При восстановительных работах чаще всего требуется замена основных электронных элементов: датчиков и электродвигателя, реже — блоков управления. Иногда двигатель подлежит ремонту, например, путём перепайки или восстановления платы управления.

Практические советы по эксплуатации и выбору усилителя

Гидравлические и электрогидравлические усилители нуждаются в регулярной диагностике и своевременной смене рабочей жидкости. Если неизвестно, какая конкретно система установлена, информация об этом указана в сервисной книжке или по VIN номеру в фирменных техцентрах.

Во время любого регламентного обслуживания обязательно проверяйте состояние пыльников рулевой рейки — особенно если машину эксплуатируют часто и в сложных условиях. В ряде сервисов этот осмотр проводится бесплатно в рамках ТО или диагностики подвески.

Если при эксплуатации появляются необычные ощущения в управляемости, появилась нехарактерная лёгкость или тугость оборота руля, визит в сервис на диагностику откладывать не стоит — это может предупреждать о начале серьёзной неисправности. Игнорирование проблем с рулевым управлением потенциально приводит к тяжелым дорожно-транспортным происшествиям.

Усилители руля различных типов — неотъемлемая часть каждого современного автомобиля. Их основная задача — поддерживать лёгкость и точность управления транспортным средством в разных дорожных условиях. При грамотном обслуживании и своевременном выполнении сервисных процедур риск поломок минимален, а возможность аварийных ситуаций сводится к нулю.

Уделяйте внимание состоянию рулевых механизмов и не игнорируйте плановое техническое обслуживание — это залог безопасности, комфортной езды и долговечности вашего автомобиля.

Теги: рулевая рейка
Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности (согласно категориям и целям обработки ПД, поименованным в п. 4.3)
Продолжить
Яндекс.Метрика